Новости:
Всем успехов в конструктивном разрешении конфликтов!

      

Наука и практика

Главная / Наука и практика
Определены исследовательские направления основными из которых являются:
  • Философия медиации
  • Медиация в силовых структурах: проблемы и возможности
  • Медиация в преддоговорных ситуациях в бизнесе и в быту.
  • Возможности школьной медиации с учетом защиты (охраны) прав ребенка.
  • И др.

Если у вас есть свежие идеи, мы готовы обсудить.

 

Мастер-класс 29.10.2011г

Ведущие: Луиз Отис (Канада), Роберт Леви (США).

 

Тема: «Медиация гражданско-правовых и коммерческих споров: тренинг навыков и этических принципов».

 

Замечания. Данные заметки составлены по впечатлениям медиатора, обучающегося по программе тренеров медиаторов.

 

Общее впечатление от тренинга (мастер-класса): тренеры в теме. Ментальность в Канаде и США абсолютно не наша. Там все медиации, как правило, проводятся с участием адвокатов, что предполагает резонный вопрос, зачем адвокат, если есть медиатор. Но ведущие неоднократно подчеркивали, что адвоката обижать нельзя. Мало того, они проводят раздельные встречи не только со сторонами, со сторонами с участием адвокатов, но и с адвокатами без сторон. В нашей медиативной теории такое не предусмотрено.  Хотя на практике кое-кто из медиаторов применяет и такой инструмент. Но вернемся к тренингу.

 

            Ведущие классически организовали знакомство с группой. Прежде всего, определили знатоков английского. В знании языка Шекспира и Диккенса призналась одна участница. Далее пошел процесс представления. Тренеры представили друг друга. Причем Луиз применила метафору в смысле, что по опыту медиации вообще, Канада и США  сравнимы,  как мышь со львом.

            В ходе мастер-класса использовалась мультимедийная презентация. В частности слайд «этимология медиации». На фоне этого слайда шло знакомство. Всего присутствовало 16 человек, потом подошли еще трое-четверо. Основной  контингент - представители арбитражных судов. Самый южный - Сочи, самый дальний - Сахалин и Камчатка.

Профессиональных медиаторов - один.

Была озвучена цель: - «Вы получите дополнительные знания и сможете донести их до других».

Луиз задала вопрос можно ли допускать судей до медиации. Ответ был единогласный - да.

Роберт объявил о проведении игры. Условия: разделиться на пары, желательно по гендерному признаку и в течение 20 сек. Провести соревнование по армреслингу.  После разделения началось соревнование. Мне попался студент. Мы сразу договорились, раз медиация, то поровну 20 х 20. И дополнительный пирог, и не спорили. У остальных показатели от 0 х 0 до 3 х 3 в разных вариациях.

В разборе игры вопрос - какие вы испытывали чувства. Все записать не успел, но прозвучало и чувство превосходства,  и чувство удовлетворения.

Чему научились? Слушать условия

                        Победа не всегда в соревновании

                        Выиграть могут обе стороны

                        3 х3  потратили усилия для достижения ничьей, а 20 х 20 не тратили усилий, договорившись.

Следующий слайд  презентации «Семичастный подход» для медиации в суде.

На слайде представлены семь этапов, (то, что в нашей школе представлено пятью)

  • 1. Созыв (иными словами договоренности о проведении, оплата, назначение времени и места процедуры.
  • 2. Открытие. Это вступительное слово медиатора с определением всего того, что мы изучали и применяем на практике.
  • 3. Коммуникации, то, что у нас носит название непрерываемое время сторон (второй этап)
  • 4. Переговоры. (наш третий - четвертый этап)
  • 5. Написание соглашения. Причем соглашения стороны составляют и пишут сами
  • 6. Завершение (наша пятая стадия)
  • 7. Признание. Ввод соглашения в законную силу.

Поскольку медиация проводится при суде, седьмой пункт осуществляет судья.

Ремарка Роберта. В медиации необходимо стремиться к смене менталитета. Уводить стороны от состязаний к переговорам.

Очередной слайд «этические принципы медиации в суде»

  • 1. Самоопределение
  • 2. Конфиденциальность
  • 3. Беспристрастность
  • 4. Компетентность
  • 5. Качество.

Шел разговор о добровольности. Принцип нам известный. А вот вопросам конфиденциальности, особенно в корпоративных, экономических спорах уделялось особое внимание. Был приведен пример о привлечении к ответственности (штраф 20000 долларов) одному из участников за разглашение информации.

Из-за ограниченности во времени последовательность тренинга не соответствовала ходу процедуры медиации. Далее был представлен слайд «Приветствие и вводное заявление медиатора». Тренеры  говорили о том, что желательно вводное слово и приветствие произносить таким образом, чтобы стороны уверились в том, что это их решение, их действия.  В ходе вводного заявления медиатора и непрерываемого слова сторон медиатор считывает эмоциональные состояния сторон. Его задача «прочесть комнату. Попытаться втянуть стороны в процедуру.  Медиатор все время думает о целях, причем на всех этапах озабочен сохранением безопасности. Основные усилия на то, как привести стороны к решению. 

(Прошу обратить внимание на то, что погрешности перевода вносят определенное разночтение в понятия и определения, поэтому есть смысл продумывать каждое определение по принципу: «правильно ли я понял?»).

Методы подвижек сторон к решению, особенно если переговоры зашли в тупик:  «Вы ведь уже договорились о правилах, достигли определенных договоренностей в мелочах, значит, у вас есть потенциал договориться и в более серьезных вопросах. Есть смысл напомнить о времени. «У вас осталось ... времени» Стороны должны предвидеть, что должно быть решение, пока не закончилось время.

Достаточно продолжительно обсуждался вопрос о раздельных сессиях - кокусах.

Медиатор все время задает себе вопрос, что я должен сделать, чтобы перейти на новый этап.

Прозвучала сентенция: « Интуиция, основанная на опыте и психологии помещенная в правовое поле».

В кокусах необходимо быть осторожным. Не забывать о конфиденциальности и безопасности своей и сторон. Причем проводятся кокоусы только с согласия обеих сторон. Если не согласия одной стороны, то медиатор не может проводить приватную встречу с другой стороной.

            На вопрос из зала чем занять сторону не участвующую в кокусе, было сказано, что кокус с одной стороной не может быть более 15-20 минут. Кроме того все кокусы должны быть проведены в течение одного дня.

Занимать сторону, свободную на время кокуса другой стороны можно предоставлением кофе-паузы, возможности сделать звонки. Желательно вообще иметь три комнаты. В одной проводятся совместны е сессии, а в других стороны могут работать в перерывы. Но в любом случае надо иметь не менее двух помещений.

            На вопрос о видео конференциях Отис и Леви дружно ответили, что они их применяют и этот метод себя оправдывает, особенно, если стороны не переносят друг друга. К стати, в условиях резкой конфронтации сторон, когда «комната заражена злостью»  лучше проводить раздельные сессии.

            В коммерческих спорах медиатору желательно изучить представленные сторонами документы. Это повышает доверие и уважение к нему.

            Зал интересовался методами определения компетентности сторон, возможность использования услуг переводчика при необходимости. Ответы были исчерпывающими: в компетентности сторон необходимо удостовериться обязательно, желательно до начала процедуры, с тем чтобы уяснить права представителя в переговорах. И в случае сомнения необходимо связаться с руководителем, для прояснения вопроса. Что касается переводчика - у них много случаев работы с переводчиком. Приглашенный специалист обязан тоже подписать соглашение о конфиденциальности.

 

            Далее тезисами, то, что нам известно и нами применяемо:

 

Задавать открытые вопросы, перефразирование, отделение интересов от принципов, активное слушание.

Роберт использовал пример «апельсин».

Луиз обратила внимание и привела примеры некоторых «слов языка тела». Язык тела говорит многое и часто еще до того, как вы услышите слова. И еще: не торопитесь строить свою версию в своей голове, не дослушав того, что вам говорят.

            Роберт заметил, что часто ни стороны, ни их юристы не понимают, что речь идет не только о деньгах, но и о чем-то еще.

 

            Особенности медиации при суде США. Как и как делать выводы по итогам переговоров. Роберт говорит, что когда почувствовал, что выяснил все, что хотел, подводит стороны к формулированию их истинных интересов.  Необходимо удостовериться, что стороны слышали, о чем говорилось.

Слайд как достичь эффекта коммуникации.

            Дать выпустить пар.

            Высказать наболевшее, но не долго. Не давать «заразить комнату злостью»

Отис: -  «как остановить многоречивую сторону (села напротив сторон. Перевела взгляд с говорящего на центр комнаты (мое внимание в стороне), ели не помогло, перевожу взгляд на другую сторону) «Говорящий не может долго говорить, не ощущая на себе внимания. И прем этот не обидный, нежели авторитарно потребовать прекратить речь. В данном случае я не сказала ни слова, говорила языком тела. Этот метод проходит в 90% случаев».

            В случае когда вторая сторона стремиться прервать первую, вы предлагаете ей записать свою мысль на бумаге, чтобы потом обсудить ее.

            Медиатор всеми средствами, словами, языком тела, личным примером держит процедуру медиации под контролем.

            Если переговоры уперлись в стену, все собрались уходить, медиатор говорит:- «Постойте. Мы с вами уже договорились  о проведении процедуры, мы согласились с процедурными вопросами, мы договорились  об этом, об этом и том... хорошо поработали. Это значит, у нас есть потенциал успешно провести переговоры. Разрешите мне провести кокусы. И тут начинается зарабатывание медиатором денег. Он задает вопросы типа: возможно ли, сможете ли вы... и т.д. то есть медиатор озвучивает ненавязчивые предложения.

            Роберт. В патовой ситуации и только во время кокуса я позволяю себе напомнить о расходах на судебные издержки, а так же об ожиданиях от суда. Подчеркиваю, что эти ожидания могут и не сбыться.

            Создаю атмосферу неуверенности в исходе дела в суде и для адвоката тоже (манипулирование чистой воды. Но ведь это америка. Там все средства хороши, если приносят быстрые деньги.  Замечание автора).

            Отис. Соглашение пишут стороны. На это время я ухожу из комнаты. После написания, проверяю соглашение на соответствие его правовым нормам. Но его содержание это воля сторон.

 

            Роберт. Нельзя позволять сторонам уходить до того, как решение оформлено. В кокусах еще раз проверяется на исполнение и затем выносится на общую сессию. (это то, что мы проделываем на четвертом и пятом этапах процедуры по- российски».

            Завершение мастер-класса было слайдом, изображавшим стороны поэтапно сходящимися кругами.

Отвечать на вопросы времени не осталось. Конечно, много времени уходило на последовательный перевод. А времени было всего три часа. Значит, сам мастер класс уложился в полтора.

 

            В результате участия в мастер-классе мне удалось понаблюдать за работой не просто опытных медиаторов, но  опытных тренеров. Непринужденность, легкость в общении, принятие и личное обаяние - залог успеха. Сравнение методов и возможностей для условий серьезно различающихся ментальностей - российской и американской показывает жизнеспособность как тех, так и других.

 

Ю.Андрианов. Президент АНО «МЕДИАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПРАВО»

           

 

Интеллект-карты в бизнес-консультировании. Личный опыт

 Необходимость проведения комплексного обследования предприятия и выработки рекомендаций, а на их основе составление плана выхода из системного кризиса (а кризис действительно системный) назрела давно. Совместно с директором предприятия было принято решение о проведении коучинга со всеми категориями сотрудников и работников для осуществления анализа состояния предприятия и выработки мер по существенному изменению, даже перелому, в сознании всех системы ценностей на предприятии.

 

Бизнес консультант совместно с директором предприятия приняли решение о применении в для выполнения цели работы интеллект-карт. Всю работу решено было разбить на несколько этапов:

1-й этап - работа с сотрудниками и работниками предприятия по категориям для выявления их взгляда на состояние дел на предприятии. Группы определили следующие:

  • Управление предприятия. Были привлечены директор, заместитель по торговле, заместитель по производству, главный бухгалтер.
  • Работники продовольственного магазина
  • Вспомогательный персонал и работники отдела сопутствующих товаров.

Всего в работе приняло участие  18 чел из 20 возможных на тот период. Что составило 90%.

            Использование интеллект-карт для данного исследования было оправданным, так как давало возможность за сравнительно короткое время каждому участнику самостоятельно ( не опираясь на услышанное от других участников исследования) выразить свое мнение и сформулировать свои предложения. На такую самостоятельную работу выделялось 15-20 минут. Перед началом работы в каждой группе бизнес-консультатнт кратко инструктировал участников о методе интеллект-карт и раздавал заранее разработанные шаблоны, (схема 1) на которых предлагалось проанализировать состояние дел на предприятии и свои ощущения, а так же высказать предложения и сформулировать отдельно мысли.

            Следует отметить, что первая группа состоящая из топ-менеджеров предприятия в первые 10-15 минут работы с трудом входили в работу по интеллект-карте. Бизнес-консультатн использовал дополнительные аргументы в пользу данного метода, основное достоинство которого сокращение времени на рутинную работу. В остальных группах ощущались трудности вызванные недостаточной тренировкой в мозговой деятельности такой направленности.

            В конечном итоге с заданием справились все участники исследования.

            После самостоятельной работы бизнес-консультант перешел к следующему этапу работы с интеллект-картой (в каждой группе) - выбрав одного участника по желанию, просил его озвучить по порядку свои записи на интеллект-карте, а остальным участникам, сменив цвет фломастера записывать те пункты, которых у него нет. В последующем все участники озвучили свои записи, причем последующий участник озвучивал только то, чего не было в интеллект карте его предшественников. В результате у каждого участника перед глазами лежал результат «мозгового штурма» исполненного в виде ителлект-карты.

            2-й  этап работы бизнес-консультанта было составление интеллект-карты по отработанным материалам всей группы.  Теперь вся группа совместно оценивала каждый пункт мозгового штурма на его реальность и выполнимость.

            Ограничениями в данной работы выступал основной фактор - финансовые возможности предприятия по выполнению дорогостоящих проектов, и сдерживающий фактор неустойчивого состояния арендных отношений. Реализация проектов по существенному улучшению арендуемых помещений в случае приватизации увеличит стоимость выкупаемого имущества.

            Работа на этом этапе была конструктивной. Не делая упор на критике, участники исследования концентрировались на реальных предложениях по совершенствованию работы, улучшению условий труда и т.п.

            После работы с группами бизнес-консультат  перешел к созданию общей интеллект-карты по отработанным материалам. В результате появилась общая интеллект-карта дающая возможность анализа состояния дел на предприятии и возможных путей  выхода на качественно-новый уровень его деятельности.

            В силу наступления сезона отпусков работа приостановлена. Бизнес-консультант выработал предложения, часть которых реализуется в рабочем порядке.

 

            Резюме. Можно ли было выполнить эту работу традиционными методами? Можно было. Но эффективность была бы ниже. Прежде всего, при коллективной устной работе менее активные участники исследования не участвовали бы в обсуждении,0 заявляя, что все было сказано до них и они со всем согласны. Работа же с интеллект-картой выявила, что потенциально пассивные работники (участники исследования) проявили значительную активность, выработали самостоятельные решения и высказали свои предложения.

Кроме того, бизнес-консультанту было значительно легче резюмировать предложения, поскольку они были наглядны, ему было проще увидеть уже после совместной работы от кого исходили предложения и чем они были обусловлены.

 

            Следует сказать, что мной был использован метод интеллект-карт при проведении медиативной процедуры. Но об этом в другой раз.

 

            Бизнес-консультант, медиатор Андрианов Ю.В. Иркутск 2011г.

 

Сентябрь 2011. Проведена медиация с молодой парой перед заключением брака. Продолжительность более 5 часов. сложнось коммуникации, невысказанные обиды, завышенные требования. В ходе процедуры все острые вопросы и глубинные интересы были обсуждены, найдены решения, удовлетворяющие обе стороны, заключено медиативное соглашение. Пара подала заявление о регистрации брака в ЗАГС. 

И вновь об интеллект-картах

Дети, это знают многие, очень способны к восприятию нового. Так вот интеллект-карты осваивают наравне и шести и шестнадцати-летние.

 

 

 

 

           

Наш телефон:
8 (950) 077-47-01

 

+7 (902)543-53-20

2011 © АНО "Медиация, Психология, Право"
Создание, разработка сайта - студия Мегагрупп.ру.